BRODADO© Liberov

Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

История вышивки


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
4 ответов в этой теме

#1 Елена

Елена

    Администратор

  • Администраторы
  • PipPipPip
  • 679 сообщений

Отправлено 06 Август 2012 - 18:08

Девочка семи - восьмилетнего возраста начинала готовить себе приданое, и к пятнадцати - шестнадцать годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, подзоры, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почетных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий и по их числу, и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения.

Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица - символизировала приход весны.

Расположение узора и приемы вышивки были органически связаны с формой одежды, которая шилась из прямых кусков ткани. Швы выполнялись по счету нитей и назывались счетными. Ими украшались оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ одежды, а также располагались вдоль соединительных швов.

В вышивках "свободных", по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.

К старинным русским швам относятся: шов роспись или полукрест, набор, крест, счетная гладь, "козлик", белая мелкая строчка.

Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.

Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусскую. К северной относятся работы Архангельской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Костромской, Владимирской; к среднерусской - Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Орловской, Пензенской, Тамбовской и Воронежской областей.

Самые распространенные приемы северной вышивки: крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитье, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь.

Северные сюжетные композиции чаще всего выполнялись швами роспись и набор. В некоторых районах русского Севера узоры на передниках, подолах рубах и полотенцах вышивали крестом, как правило, одноцветным: красным по белому или белым по красному холсту. В узорах изобразительные мотивы преобладали над геометрическими. Сложные композиции передавались силуэтно, контурно, в одном цвете, одним приемом. Здесь же наряду с женским костюмом и мелкими бытовыми вещами и вышивкой украшали декоративные изделия: полотенца, подзоры и др.

Крестьянские вышивки среднерусской полосы значительно отличались от Северных. В узорах преобладали геометрические формы с фигурой гребенчатого ромба с "отметками", то есть с двумя выступами на каждом углу, носящими название "репей" или "орепей". Они отличались необыкновенным разнообразием узоров и вариантов расцветок.

Вышивки среднерусской полосы многоцветны. Фон просматривается, как и сам орнамент. Кроме вышивки в оформлении изделия присутствует узорное ткачество, полосы ленты, кумача, цветной ткани, а также кружева и позумент.

В южных районах её применяли главным образом для украшения женской одежды и полотенец.

Одной из наиболее интересной и распространенных вышивок среднерусской полосы является цветная перевить Смоленской, Тульской, Калужской областей. Кроме перевити встречаются швы: набор, роспись, "косичка", "козлик", крест, счетная гладь, мережки.

На основе изучения традиций и опыта старых мастеров творческие коллективы художественных промыслов создают декоративные изделия, которые отвечают эстетическим требованиям современного искусства.

Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров и др.

Итак, вышивка - это искусство украшения ткани или трикотажа стежками, которые обогащают ее поверхность и подчеркивают красоту. В течение веков вышивальщицы экспериментировали с подходящими материалами, развивая и совершенствуя свое искусство, черпая вдохновение в окружающем их мире, в искусстве, в орнаментах других времен и культур. Вышивку использовали для многих целей: чтобы увековечить память о событиях частной или общественной жизни, для выражения разного рода политических или духовных идей, чтобы продемонстрировать статус, рассказать какую-либо историю или восславить красоту мира природы.

Мода на различные типы вышивки появляется и исчезает, но основные виды остаются неизменными. Разные виды вышивок от простых крестиков до изысканного золотого шитья накапливались с течением времени.

#2 Елена

Елена

    Администратор

  • Администраторы
  • PipPipPip
  • 679 сообщений

Отправлено 10 Август 2012 - 18:56

Происхождение этого Искусства, которое мы называем Вышивкой, потеряно в старине, но это искусство, как известно, существовало еще до живописи. Вышивка, без сомнения, началась, когда древние люди обнаружили, что они могут сшить кожаные лоскуты и приукрасить их , а способы украшения этих лоскутов могут быть различными.

Развитие человечества привело и к развитию вышивки. Были созданы иглы. Конечно, это примитивные иглы, сделанные из шипов, рыбных костей, слоновой кости. Далее появились иглы из бронзы, серебра, золото и стали. Сочетании нитей, использованных в вышивке, скорее всего было случайным. Первоначально нити были тонкими и очень не прочными. Какая- то светлая голова обнаружила, что несколько скрученных нитей вместе значительно прочнее, таким образом, было положено начало нитям различных структур. Безусловно, стежки являются первым известным орнаментом. Первые вышивальные нити были свиты из шерсти, льна и шелка.

Некоторые интересные факты о вышивке.

Большинство историков согласны, что работать с иглой начали в Китае.

Также, в гробнице фараона, жившего 1500 лет до рождества, были обнаружены вышитые предметы.

Гомер часто обращается к Вышивке в Илиаде и Одиссее. Он заявляет, что Элен Трой вышивала картину, представляющую троянскую Войну и, что Улиссес носил мантию, вышитую со сценой охоты.

Старые письмена ссылаются на золотую вышивку, сделанную для Эрона. Эта одежда - богато вышита, подобна переднику - одеяние, имеющее две лямки и декоративные нагрудник.

Мантии, вышитые золотом и пурпуром носили восточные короли, с которыми вступил в переговоры Александр Великий и он потребовал искуссных киприотов вышить ему мантию завоевателя, после того, как он завоевал Дария и приобрел известный вышитый "Шатер Дария".

Финикийцы принесли искусство Вышивки в Англию.

Упоминание о Вышивке впервые появляется в рукописях Великой Римской империи.

Вышивка путешествовала из одной страны в другую, от одних людей к другим , она всегда ассоциировалась с прекрасными и дорогими вещами, с разрушительными войнами, с высочайшими богами и лидерами. Когда она стала более общедоступной, люди стали украшать ею не только мантии лидеров и других высоких особ, но также и одежду и дома.

Египтяне использовали Гобелен, вышивали грубым крестом , как на каждодневных изделиях, так и на вещах для священников.

Вышивка петлями применялась в Турции в 2-ом столетии нашей эры, но Египтяне использовали этот вид вышивки намного ранее, когда они ткали льняные полотенца с длинными петлями нити утка. Петли оставались свободными и висящим, что позволяло поглотить больше влажности.

К 12-ому 13-ому столетию, Вышивка всех типов достигла высокого уровня в Европе. В Средневековой Италии были популярны различные виды вышивок .Италия влияла на вышивку во Франции в течение Средневековья, но, к концу 14-ого столетия нашей эры во Французской вышивке стали появляться утонченность, легкость, красота и мягкие цвета. Поскольку Франция отстала от Англии и Голландии в дальневосточной торговле, китайское влияние не было столь сильно и в их вышивке приблизительно до 1660.
Первое обучение по вышивке.

В 1295, было 83 вышивальщика , которые были зарегистрированы в торговой палате в Париже. Срок ученичества был 8 лет. Вышивка была настолько важна в 16-ом столетии, что производители растений в Париже должны были снабжать новыми цветами проектировщиков Вышивки для создания вышитых мотивов.

Вышивки Испании и Португалии были окрашены мавританским влиянием с 8-ого столетия. Эта прекрасная испанская традиция в стежках достигла колониальной Мексики, испанской Калифорнии и Южной Америки. Многие из этих старых испанских стежков используются сегодня в части лучшей мексиканской вышивки. Вышитый рисунок на хлопке, является одним из наиболее популярных видов вышивки.

Скандинавская Вышивка возвращается к периоду Викингов и стала частью скандинавских женщин. Это - национальное и универсальное выражение их самобытности и вносит большую красоту в их жизнь.

Хотя ссылки на умело обработанные Англо-саксонские вышивки в Англии приходятся уже на 7-ое столетие нашей эры, самый большой период в развитии вышивки был между приблизительно 1250 и 1350. Черная Смерть (чума) в 1348 уменьшила интерес к этому занятию (население Англии с четырех миллионов было уменьшено до 2,5 миллионов). Войны с Континентом (включая 100 летнюю войну между Францией и Англией) и вместе с этим увеличение изготовления парчовых тканей, парчовых шелков и бархата, и ослабления Гильдий Ремесла, не могли не повлиять вышивку, которой восхищались Римские папы, Короли, и Принцы всюду по Европе.

Один автор говорит: "Обаяние старых Церковных Вышивок находится в их превосходном блеске, техническом совершенствовании, и отражении Средневековых деталей. " Почти все Вышивки Средневековья, которое мы имеем в наличии для изучения сегодня, были сделаны для Духовных целей. Мы имеем очень небольшую светскую работу этого периода.

Со временем вышивка становилась проще, но это ремесло не умерло. Она все еще применялась, но по сравнению с более ранними работами, вышивка упрощалась в своей технике и самом рисунке. В Англии, поскольку войны и социальные перевороты продолжались, вышивка была поддержана леди благородных семейств. В течение Войны Роз, много благородных семейств нашли это средством пропитания.

#3 Елена

Елена

    Администратор

  • Администраторы
  • PipPipPip
  • 679 сообщений

Отправлено 28 Май 2014 - 07:26

Вышивка – это искусство, которое имеет многовековую историю. Зарождение вышивки, современные историки, относят к эпохе первобытной культуры. Рождение вышивки также связывают с появлением самого первого стежка при шитье одежды из шкур древних животных. Вышивкой также называется украшение, сделанное из разных материалов при помощи узоров или сюжетных изображений, выполненное нитками или же иными материалами, вручную, при помощи иглы или же машинным способом. Первые вышивки создавались каменными и костяными иглами. Самые ценные и самые древние вышивки, которым удалось дойти до наших дней, относятся к шестому-пятому веку до нашей эры. Данные уникальные артефакты были найдены на территории Древнего Китая. Выполнены они были на шелковых тканях при помощи волоса, золотых и серебряных нитей. Вышивками тогда любили украшать не только лишь одежду. Часто ею декорировали и ковры, а также декоративные панно. Как правило, изображали прекрасные деревья, а также сказочных птиц.

 

03.jpg



#4 Елена

Елена

    Администратор

  • Администраторы
  • PipPipPip
  • 679 сообщений

Отправлено 28 Май 2014 - 07:26

Вышивки Китая оказали воздействие на ход развития вышивки Японии. Англия тринадцатого столетия славилась своей богатой золотой вышивкой. Также англичане вышивали серебром, шелком. Как правило, это были орнаменты из цветов и из переплетающихся растительных завитков. В четырнадцатом-шестнадцатом веке, во Франции, а также в Италии и других странах Европы, пользовались спросом вышитые портреты. А также всевозможные панно с изображением животных, людей на фоне прекрасных пейзажей с замками. На вышивках изображали и мифологические сюжеты, и, конечно же, сцены охоты.

С конца тринадцатого — начала четырнадцатого века, во Франции, а также Швеции, Англии, Норвегии и Германии, вышивка стала использоваться и в народном костюме. Ею также украшали бытовые предметы. Широчайшее распространение приобрела гладьевая белая и сквозная вышивка с геометрическими, а также растительными узорами. В Скандинавских странах широко использовали золотое шитье и вышивку цветной шерстью.



#5 Елена

Елена

    Администратор

  • Администраторы
  • PipPipPip
  • 679 сообщений

Отправлено 29 Май 2014 - 14:59

Страсть к украшению себя и своей одежды, с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды, свойственна человеческой природе, даже в первобытном, полудиком её состоянии; так, например, краснокожие индейцы украшают одеяла различными вышивками; лапландцы на своей одежде из оленьей кожи вышивают самые разнообразные узоры. Вышивание известно было в глубокой древности, и, как многих других отраслей искусства и науки, колыбелью его был Восток. В Азии это искусство процветало уже широко гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания Минерве, Афине-Палладе.

Легенда об Арахне, подробно переданная в метаморфозах Овидия, рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою преподавательницу и, вызвав её на состязание, победила в большой вышивке, изображающей похождения богов. Минерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась и была богиней превращена в паука. В Одиссее упоминается о вышивании и указывается на великолепный плащ Улисса, передняя часть которого была богато разукрашена золотым шитьем. Точно так же у Гомера говорится, что Парисом привезены были в Трою богатые вышивки из Тира и Сидона, славившихся уже в те времена своим искусством, а в III песне Илиады описываются занятия Елены, вышивавшей по белоснежной ткани битвы из-за неё троян и греков.

Более развитое искусство вышивания заимствовано греками у персов, когда во время походов Александра Македонского они познакомились с роскошью азиатских народов. Страбон описывает удивление греков при виде одежд, покрытых золотыми вышивками и осыпанных драгоценными камнями, а также тонких индийских тканей, богато разукрашенных разноцветными вышивками. Победив Дария, Александр Македонский завладел его шатром и, придя в восторг от роскошных по нем вышивок, заказал себе великолепный плащ искусным киприоткам. Во времена Моисея, искусство В. было сильно развито; особенно славился своим искусством Ахалиаб из колена Дана. Одежда Аарона и сыновей его, во время богослужений, состояла из ткани, выделанной из полотна, вышитого разноцветными узорами. В книге Исхода мы видим также, что занавесь, скрывающая Святую Святых, была из льняной ткани с вышитыми по ней пунцовыми херувимами. Соломон заказал для своего храма вавилонянам, славившимися своим искусством, голубую занавесь с вышитыми по ней пурпуровыми херувимами. Ассирияне и евреи, вероятно, заимствовали вышивание из Египта. О значительном распространении вышивания в Египте свидетельствуют сохранившаяся, хотя и в редких случаях, вышитая одежда на мумиях и изображения древних египетских фараонов на саркофагах и на памятниках.

Так как древние народы были пастухами, то и первые ткани и вышивки выделывались из шерсти. Впоследствии, когда в Египте открыты были волокнистые свойства некоторых растений, преимущественно пеньки и льна, из них стали выделывать ткани, которые, по своей белизне, оказались особенно подходящими к великолепию религиозных обрядов и для этой цели употреблялись у всех древних народов. Позднее в Индии найдено было хлопчатобумажное растение и там начали делать тончайшие ткани, по которым вышивали шерстяными, бумажными и, наконец, золотыми нитками.

Некоторые писатели приписывают фригийцам изобретение вышивания золотом. Достоверно только, что римляне познакомились с ним через Атталу, царя пергамского, умершего в 133 г. до н. э.; поэтому первые вышивки золотом получили название атталинских; но так как по искусству исполнения самые лучшие вышивки вообще были фригийские, то римляне называли все вышивки «phrygionae», а вышивальщиков — «phrygio». Первый, появившийся в Риме в вышитой золотом одежде, был, по словам Дениса Галикарнасского, Тарквиний Древний. Вообще страсть к богатым вышивкам быстро распространилась в Греции и Риме и доходила до таких чудовищных размеров, что нередко правительством делаемы были попытки запретить или, по крайней мере, несколько сократить безумную роскошь, но безуспешно. Ещё и ранее того, у древних азиатских народов, эта страсть к богатым вышивкам была так развита, что против неё возникали нередко сильные протесты; так, напр., пророк Езекиил осуждал женщин своего времени за их безумную роскошь в украшениях и вышивках. Шелк, происходя из Китая, стал известен на Западе гораздо позже; хотя Аристотель и упоминает о червяке, изменяющемся три раза, и о шелковой пряже, но это только исключительный факт, и всего вероятнее, что даже на Востоке, в Персии, Индии, Египте с шелком познакомились незадолго до Рождества Христова. В Риме он впервые появился во времена Юлия Цезаря: Виргилий первый говорит о шелке, но ещё при императоре Тиверии шелк считался большою редкостью и стоил чрезвычайно дорого. Так как китайцы ревниво оберегали вывоз в другие страны шелковичных червяков, то император Юстиниан, чтобы добыть их, должен был прибегнуть к хитрости: два монаха богомольца доставили ему в Византию в своих бамбуковых посохах несколько червяков; с тех пор разведение шелковичных червей и производство шелка стало быстро распространяться, сначала в Малой Азии, а потом и на юге Европы. Вообще при византийских царях искусство В. достигло высокой степени совершенства, как по богатству, так и по исполнению. Вышивками не только покрывали одежду, но с особенною роскошью вышивали конские сбруи и седла. При византийских же царях введено было впервые в В. употребление серебряных ниток. Неизвестно, существуют ли византийские вышивки древнее VII века н. э.; это сомнительно, хотя в Петербурге, в Эрмитаже, хранится шерстяная материя с вышитыми по ней зелёными и жёлтыми пальмами, которая считается произведением III века христианской эры. В Бамберге, в Баварии, находится древняя византийская вышивка, найденная в могиле Гумберта, епископа бамбергского, умершего в 1062 году.

Эта вышивка представляет императора Константина (верхом на белом коне), которому поклоняются Запад и Восток в лице двух женщин, подносящих ему — одна шлем войны, другая лавровый венок. Когда в VII веке быстро распространяющийся ислам стал наносить жестокие удары могуществу Византийской империи, оно нисколько не повлияло на дальнейшее развитие и процветание искусства вышивания. Наоборот, роскошь калифов в этом отношении доходила до баснословных размеров: не только одежда, конская сбруя и седла, но и сапоги и ножны сабель были богато разукрашены вышивками. В числе подарков, посланных Гаруном аль-Рашидом Карлу Великому, был роскошно вышитый шатер. Во Франции ещё ранее того, благодаря установившимся частым торговым сношениям с греческими колониями, искусство вышивания стало быстро распространяться, но первые сюжеты вышивок были почти исключительно заимствованы из Св. Писания. Карл Великий, сам любивший роскошно одеваться, дал сильный толчок дальнейшему развитию этого искусства. При его дворе все женщины, начиная с жены его Берты и дочерей его, были искусными вышивальщицами. Сестра же его Гизелла основала несколько монастырей в Провансе и в Аквитании, где преподавались всякие рукодельные работы. Между замечательными вышивками особенно известна, хранящаяся в музее в Байё (Bayeux), большая и искусная, хотя и наивная по исполнению, вышивка Матильды, жены Вильгельма Завоевателя, изображающая все эпизоды завоевания Англии нормандским герцогом. В Англии ещё ранее того искусство В. уже стояло на высокой степени совершенства; в VII веке игуменьею монастыря св. Этельреда поднесена была богатая вышивка епископу св. Кутберту. На знамени, сопутствовавшем Альфреду Великому во всех его битвах, вышит был датскими принцессами великолепный ворон, а Эджита, жена Эдуарда Исповедника, была известна в Англии как искусная вышивальщица. Из Англии это искусство перешло в Германию, где вскоре получило широкое применение. Генрих Святой был особенным почитателем хороших вышивок, а Гизелла, жена короля Венгрии, св. Стефана, устроила вблизи своего дворца мастерские для тканья и вышивания; здесь изобретен был, так называемый венгерский шов, в котором весь фон вышивается зигзагами. Крестовые походы, близко познакомившее жителей Западной Европы с великолепием Востока, много способствовали широкому распространению богатых вышивок, заимствованных как с византийских образцов, так и у мусульман. Особенно занимались этим искусством в монастырях; также и знатные дамы, запертые в замках, во время походов и рыцарских похождений своих супругов, посвящали В. своё свободное время. Установившиеся торговые сношения Венеции, Генуи и других итальянских городов с азиатскими народами быстро вновь развили вкус к богатым украшениям в странах юга Европы. Особенно славились вышивки миланские, лукские, венецианские и генуэзские. В эпоху Возрождения, когда, при великолепии двора Лоренцо Медичи, дан был такой сильный толчок развитию всех искусств и художеств, В. наравне с другими достигло высокой степени совершенства; лучшие художники делали рисунки для В. и сам Рафаэль интересовался этим искусством. Испанцы, подражая итальянцам, также достигли большого искусства в вышивке; о том свидетельствуют некоторые вышитые картины и вышивки с священною целью, сохранившиеся во многих музеях и коллекциях.

Между ними особенно замечательны картина, изображающая Адама и Еву, в музее Клюни и церковный налой, подаренный Карлом V монастырю св. Юста (St. Just), куда он удалился в последние годы жизни и где он умер в 1558 году; эта вышивка находится в коллекции Spitzen. Следует заметить, что долгое время в одной Саксонии исполнялось вышивание белою ниткою по белым тканям (broderie blanche), которое теперь так распространено везде, особенно на западе Европы. В остальных государствах почти исключительно вышивали по сукну или шелку золотыми, серебряными, шерстяными и шелковыми нитками. Заметим, что сверх того, многие знаменитые женщины во Франции были искусными вышивальщицами: Екатерина Медичи, окруженная своими дочерьми, их кузинами де Гиз и Мария Стюарт проводили свои досуги в рукодельных занятиях. Г-жа де Ментенон так любила вышивать, что даже во время прогулки, в карете, всюду можно было видеть её с работою в руках; она же ввела преподавание этого искусства в женской школе St.-Syr, ею основанной; когда эта школа находилась под её прямым заведованием, В. в ней было в особенном почете. Даже Мария-Антуанетта также много вышивала, особенно по канве мелким швом (au petit point).

Сначала узоры для вышивки переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами, что нередко представляло им большие затруднения; после изобретения книгопечатания узоры сделались более общедоступны, они собирались и издавались в специальных с этой целью книгах. Первый сборник такого рода издан был в Кёльне в 1527 г. Петром Квинти (Pierre Quinty). В изыскании новых моделей для вышивок рисовальщики старались ближе подходить к природе и перенимать все оттенки живых цветов и растений. Заметив это, некто Жан Робэн (Jean Robin) вздумал устроить специальный сад для этой цели и стал в нём разводить самые разнообразные чужестранные и редкие растения. Его затея имела громадный успех; вскоре его цветочное заведение куплено было Генрихом IV и, став принадлежностью правительства, стало называться «королевским садом». В 1626 г. учёному Гюи де ла Бросс (Guy de la Bross) пришла счастливая мысль воспользоваться этим садом с его многочисленными растениями для научного обучения студентов-медиков. Так основан был первый ботанический сад (Jardin des Plantes) с его музеем естественных наук: вышивка косвенным образом оказала помощь и услугу науке.
Источник: Википедия






0 посетителей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
brodadoВышито руками в 2017 для brodado.ru